Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Последние три года мы поработали очень хорошо: открыли четыре новые точки обслуживания, набрали 40 новых сотрудников, повышали зарплаты, оборот вырос на 46%! Давать пресс-релиз в деловой журнал – так идеальная картинка, - начинает разговор о финансовом анализе Алексей, директор сети автосервисов. - Но в конце года решил прикинуть, как у нас изменилась рентабельность за эти три года. Выяснил, что снизилась на 10%!

С этим знанием Алексей приуныл. Ведь можно сколь угодно долго радоваться успехам своего растущего бизнеса, но если рентабельность у него «кот наплакал», то зачем этот бизнес? В итоге уже после боя курантов Алексей взялся за подготовку антикризисного плана.

В конце года Алексей приуныл – показатели рентабельности показали, что бизнес чувствует себя все хуже.
Источник фото: www.freepik.com
- Примерно схожая ситуация произошла не только у меня. Как минимум трое друзей, занятых в собственном бизнесе, сильно потеряли в рентабельности. И точно знаю, редко кто вообще всерьез считают рентабельность. Обычно как – оборот растет, прибыль есть, пока ее хватает на зарплаты и себе на достойную жизнь, никто не чешется. Как только чувствуют, ремень жмет, начинаются и вопросы.

Действительно, оборот и прибыль – главные показатели, на которые ориентируются бизнесмены. Размер прибыли можно считать значимым при простых бизнесах «купил-продал». В других случаях цифры прибыли не могут сказать о том, насколько предприятие успешно. Ицхак Адизес, основатель Института Адизиса, входящего в ТОП-10 консалтинговых компаний мира, сравнивал прибыль со счетом в теннисе. Если не наблюдать за действиями соперника и за полетами мяча, а только смотреть на табло, неизбежно проиграешь. Одна из проблем в том, что прибыль – это показатель прошлого. Порадовались росту прибыли в 25%, а конъюнктура рынка изменилась, и приходится оперативно менять бизнес-процессы.

А размер оборота – это цифры для успокоения эго.

Гонка за оборотом приводит к тому, что большинство компаний «барахтаются» на уровне рентабельности не более 5%.
Источник фото: www.freepik.com

Многоликая рентабельность, какую считаем

Количество других показателей, которые можно использовать для оценки бизнеса - более 300. Утонуть в цифрах не фокус, ведь мало собрать, важнее сделать выводы из цифр. Святослав Бирюлин, директор компании Sapiens Consulting, считает, что рентабельность собственного капитала – это самый важный показатель, чтобы оценить успешность бизнеса.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности бизнеса. Вариаций рентабельности, которые можно посчитать в бизнесе, много, среди которых рентабельность продаж и рентабельность производства.

Но рентабельность собственного капитала считают самым важным показателем из всех. Он показывает собственнику, насколько велика отдача от вложенных им в бизнес денег. Это важно, согласитесь? Этот показатель принято называть ROE – Return of Equity.

Вычислить этот показатель нужно по формуле как соотношение чистой прибыли за определенный период к размеру собственного капитала.

На всякий случай напомним, что чистая прибыль – это часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Для того, чтобы дать корректную цифру собственного капитала, нужно учесть все деньги на счетах, стоимость недвижимости, оборудования, складских запасам.

«Конечно, общие рекомендации по оптимальной величине ROE дать невозможно. Показатели ROE разнятся от отрасли к отрасли, в каких-то случаях 15% будут большим достижением, а в каких-то 50% будет слишком мало. Однако если у вас нет возможности сравнить свой показатель ROE со среднеотраслевыми значениями, мы рекомендуем как минимум сравнить его со ставкой депозита в госбанке. Если сейчас деньги акционера приносят доход, к примеру, 9%, а ставка по долгосрочным депозитам — 12%, это повод задуматься над эффективностью вашего бизнеса и даже над самой необходимостью поддерживать в нем жизнь», , — из книги Святослава Бирюлина «Как все испортить и разорить бизнес».

Получили данные о рентабельности и можете понять – нужен ли вам бизнес с полученной рентабельностью? И если да, тогда что он для вас – вдохновение и хобби или источник дохода и безбедной жизни.

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!

comments powered by HyperComments

Возврат к списку