Бизнес-план для героя: как и кому писать

Как писать бизнес-план

Как писать бизнес-план

- Среди моих знакомых нет ни одного, кто бы открывал дело, руководствуясь бизнес-планом. Максимум небольшую заметку себе сделали, чтобы на бумаге зафиксировать идеи, вот и весь бизнес-план, – говорит Алексей. 11 лет назад он открывал небольшой цех по производству ЖБИ-изделий с тремя друзьями. Тогда они провели четыре дня в спорах об общем деле. А потом приступили к работе - без исследований, без планов, под лозунгом «главное начать, а потом разберемся».
Я вижу, что сейчас молодые ребята стараются все делать по науке. Так их учат на образовательных бизнес-курсах. Сейчас я думаю, что на старте тоже не отказался бы от бизнес-плана, чтобы понимать перспективы, а не блуждать в потемках. К счастью, чутья нам с партнерами хватило. Но даже сосчитать не могу, сколько знакомых в итоге забросили свой бизнес и еще денег остались должны.

Правда, вспомнил Алексей, однажды ему приходилось заказывать бизнес-план – он участвовал в отборе на финансирование в программе поддержки малого и среднего бизнеса регионального министерства. Заплатил консультантам, получил финансирование и забыл. Внимательно в бизнес-план не вникал, признает Алексей.

Маслехин.jpgСергей Маслехин, руководитель консалтинговой компании "Верное решение" подтверждает: бизнес-план заказывают в первую очередь для получения банковского кредитования, для участия в конкурсе на присуждение государственной поддержки в виде льгот, субсидий, преференций, а также для презентации инвестору.

Конечно, отдельная категория – это крупные компании, которые несут ответственность перед акционерами и крупными инвесторами. Писать детальные бизнес- и инвест-планы для них – это нормальная практика, сформированная в том числе годами сотрудничества с иностранными партнерами, у которых отношение к документальному оформлению деталей проектов на порядок серьезнее, чем в России.

Правда, нельзя сказать, что в России культуры планирования не существует вовсе, ведь прототип бизнес-плана – это техпромфинплан, по которому работали предприятия в Советском союзе. Только показатели техпромфинплана – это исполнение государственных плановых заданий государства. Сейчас бизнес-план – это исполнение собственных планов и планов акционеров. Если читать по словарю, это программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. По сути – это паспорт бизнеса, описание условий, в котором ему предстоит жить, как долго и в каком окружении.

Писать бизнес-план - кому надо

Создание подробной документации – это дорогой и долгий процесс. Поэтому даже те бизнесмены, которые полагаются на анализ, а не на интуицию, пренебрегают деталями. Но бизнес-план – это тот стартовый документ, который отвечает на вопросы:
- Стоит ли вообще вкладывать средства?
- Окупятся ли затраты, связанные с реализацией проекта?
Ответы на эти вопросы нужны и руководителю бизнеса, и потенциальному инвестору.

       
Бизнес-план для внутреннего заказчика – это составление понимания и видения ситуации для себя:


  • - определение направлений деятельности;
  • - анализ целевых рынков;
  • - разработка маркетинговых мероприятий;
  • - оценка и анализ финансового положения компании/фирмы/предприятия;
  • - оценка квалификации имеющихся кадров компании;
  • - разработка проектов выпуска новой продукции/работ/услуг;
  • - составление проспектов дополнительной эмиссии ценных бумаг фирмы.
Бизнес-план для инвестора – это дань уважения инвестору, для которого бизнес-план – это защита его средств.

Отсутствие у многих компаний на старте бизнес-планов можно объяснить тем, что инвесторы из числа частных лиц бывают доверчивы и нетребовательны, а владельцы бизнеса все больше доверяют своему чутью, а не цифрам.

Арсений – третий год как владелец небольшой пекарни. Это уже второй его бизнес-опыт. Предыдущую компанию он закрыл с долгами – инвесторы утомились ждать возврата средств и, кажется, смирились, что этого никогда не произойдет. Во втором бизнесе Арсения инвесторы такие же нетребовательные. На вопрос, был ли у него бизнес-план или хотя бы какое-то экономическое обоснование для инвесторов, Арсений отвечает: «Нет, деньги они дали на «интуитивном основании». Ни он, ни его инвесторы не в курсе, когда будет достигнута точка безубыточности и, тем более, когда пекарня выйдет в плюс. И наступит ли этот момент в принципе.

Арсений счастливчик – его харизма помогает ему в деле убеждения и привлечения людей в свою команду. Остальным так сильно не везет, ведь серьезные инвесторы (фонды, инвестбанки) на пустые слова не ведутся. И подгонку цифр в бизнес-плане они тоже замечают.

Кому и что писать в бизнес-плане

По неопытности бизнесмен старается приукрасить бизнес-план перед потенциальным инвестором, говорит Сергей Маслехин. «Но те, кто имеет опыт работы с инвестором, поняли, что приукрашать бизнес-план нецелесообразно - специалист всегда заметит недозаложенные (недооцененные) расходы, и, значит, будут неприятные отклонения по факту от плана в части расходов. То же самое с доходами. Как правило, соискатели инвестиций поняли, что надо планировать осторожнее».

Для себя бизнес-план тоже иногда искажают: применяют либо крайне пессимистичное прогнозирование, либо очень радужное, характеризующее невероятный оптимизм о будущем дела, которому бизнесмен служит и в которое верит.

Но есть и определенные правила корректировки, которые советуют применять эксперты.

Так, для государственных органов обычно делаются осторожные прогнозы (затраты - с серьезным повышающим коэффициентом, доходы - пессимистичные с серьезным понижающим коэффициентом).

«Отклонение в меньшую сторону государством обычно карается, причем зачастую необъективно. Например, по налогам и рабочим местам план может быть выполнен, а по выручке – нет. Это может произойти из-за изменения в структуре клиентов. Казалось бы, зачем карать бизнесмена?! Но нет, такой отчет госорганом зачастую не принимается, и обязательства считаются невыполненными», - говорит Сергей Маслехин.

Внешний вид и «начинка» бизнес-планов, составленных по разным методам, также различаются (см. таблицу 1).

       
Существуют следующие стандарты написания бизнес-плана:


  • международные стандарты UNIDO;
  • методика, разработанная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР);
  • метод BFM Group;
  • методика КПМГ.

Методика UNIDO Методика ЕБРР Методика BFM Group Методика KPMG
1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
3. План маркетинга
4. План производства
5. Организационный план
6. Финансовый план
7. Приложение
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Предприятие
5. Проект
6. Финансирование
7. Приложение
1. Титульный лист
2. Меморандум о конфиденциальности
3. Резюме
4. Общие положения
5. Маркетинговый план
6. Производственный план
7. Финансовый план
8. Оценка рисков проекта
9. Приложение
10. Информация об обеспечении проекта
1. Резюме
2. Продукция и услуги
3. Анализ рынка отрасли
4. Целевые рынки
5. Стратегия рекламы и продвижения
6. Управление
7. Финансовый анализ
8. Приложение

Писать или заказывать?

К бизнес-плану «для себя» тоже есть требования. Эксперты говорят, что, как правило, бизнес-план для внутреннего пользования - это финансово-экономическая модель плюс небольшое описание (если есть!) вводных данных, предположений, что уже хорошо для того, чтобы строить планы и расчеты. По сути, это технико-экономическое обоснование. Даже самый интуитивный бизнесмен рано или поздно приходит к выводу, что интуитивные догадки хорошо бы подкрепить исследованиями рынка.

Но даже если он решается на этот шаг, перед ним большое предложение из сотен компаний и фрилансеров, выполняющим бизнес-планы. Доверие к ним со стороны бизнесменов невысокое. Заказать в такой компании бизнес-план для банка или госсубсидий – без проблем. Но доверять ему как руководство к собственному действию не готовы.

Сергей Маслехин объясняет недоверие тем, что предприниматели по-прежнему не видят разницы между работами разного качества. А бизнес-планы как минимум различаются в диапазоне от курсовой работы студента до бизнес-плана, сделанного профессиональной командой, состоящей из маркетолога, экономиста-финансиста, юриста, руководителя проекта. Соответственно, и разброс в стоимости работ огромный – от 5 до 450 тысяч рублей.

Помимо количества специалистов, задействованных в разработке бизнес-плана, на цену влияют и другие факторы. Так, очень сильно стоимость может увеличить проработка маркетинга в зависимости от того, решите ли вы купить готовое федеральное исследование, заказать кабинетный анализ (анализ данных из открытых источников) или исследование полевыми методами (опросы, замеры, интервью, наблюдения).

Кроме того, бизнес-планы под разные форматы тоже отличаются по трудоемкости и, соответственно, по цене. Бизнес-план для предоставления в министерства, банки или фонды обойдется дороже всего. Верхняя граница цен – это предложение «большой четверки», как называют самых крупных аудиторов в мире (E&Y, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloitte).

Понятно, что клиенты этих четырех – крупнейшие компании России. Но у малого и среднего бизнеса также есть выбор.

Сделать вывод об адекватности можно, запросив цену по хорошо проработанному детальному техническому заданию у нескольких консультантов. Второй вариант – действовать «от обратного»: сделать запрос консультанту на техзадание на конкретный n-й бюджет. Попросите сказать, какой объем работ консультант можете выполнить за эту сумму, - советует Сергей Маслехин.

Еще один вариант – подготовить бизнес-план своего бизнеса самостоятельно, инструкций, как это сделать, в интернете невероятное количество. При самостоятельном составлении бизнес-плана нужно учесть, что рыночную сторону дела просчитать даже важнее, чем производственную. Необходим акцент на оценке платежеспособного спроса, состоянии конкуренции, анализе экономической и финансовой устойчивости и результативности.

Слабое место многих бизнес-планов – это финансовый план. И это касается как планирования «для себя», так и для инвесторов. Если участие в конкурсе на госфинансирование требует аккуратного оформления бизнес-плана, то для представителей банков и фондов важно дать четкие и подробные расчеты. Страдают их отсутствием стартапы.

       
-В 95% случаев более- менее серьезные исследования не проводятся. Маркетинговые и технологические проработки отсутствуют как таковые. Финансовый план изложен в виде таблички из четырех строчек. Очень часто приходится встречать бизнес-планы, в которых с момента принятия решения об отводе земельного участка – и до запуска большого завода в эксплуатацию проходит два-три месяца. Транспортные и складские издержки игнорируются по причине того, что о них даже не подозревают. О сезонности сбыта и плановых остановках производства на этапе планирования никому думать не хочется. Сырье приобретается по мере необходимости, а платежи за продаваемые товары поступают нескончаемым потоком по мере работы конвейера, - иронизирует Андрей Стадник, координатор BFM GroupUkraine, в своей книге «Заметки старого стартапера».
      
    

Бизнес-план для компании как красивое резюме для соискателя. Можно обойтись и без него. Но резюме (читай, бизнес-план) – это проверка руководителей компании на адекватность, грамотность, понимание проекта, которая пригодится как им самим, так и им инвесторам.

          
        Итог
      
      
  1. Российские бизнесмены любят до всего дойти своим умом, и пишут бизнес-планы только если они представляют крупный бизнес, либо претендуют на госсубсидию и банковский кредит. Но молодых стартаперов, обученных стартовать в бизнесе с четкого плана, все больше.
  2. Нет смысла подгонять расчеты в бизнес-планах. Инвесторы считают не хуже бизнесменов. В расчетах для государства имеет смысл применять понижающий коэффициент, чтобы не попасть под санкции, которые часто применяются формально.
  3. Разброс цен на бизнес-планы от 5 до 450 тысяч рублей. «Большая четверка» - это ориентир самых высоких на рынке цен. Альтернатива для малого бизнеса – небольшие консалтинговые компании, работающие по стандартам крупнейших аудиторов.
               Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!

              Читайте также:

              Как защитить свой бренд

              Кризис – время распродаж: как купить готовый бизнес или франшизу


comments powered by HyperComments
 

Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Предпринимательство Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Рентабельность – это относительный показатель эффективности бизнеса. Вариаций рентабельности, которые можно посчитать в бизнесе, много, среди которых рентабельность продаж и рентабельность производства.

 

Работа для подростков: в каком деле попробовать себя ребенку

Предпринимательство где работать ребенку с 14 лет
 

Примеры вопросов, которые задают на собеседованиях в Facebook, Google, Zappos и Virgin

Предпринимательство Какие вопросы задают на собеседованиях

Возврат к списку