Кредиты  2038  

ГЧП в России: проекты на старте

ГЧП в России

ГЧП в России

Вы заметили, как прошел год с момента приятия в России закона о государственно-частном партнерстве? Резонансную фразу сенатора Озерова, сказанную в Совете Федерации в момент представления «антитеррористического пакета», о «подлинном ГЧП и социальной ответственности бизнеса» в контексте сотовых операторов, мы расцениваем, как отличный повод поговорить о том, что сегодня происходит в сфере российского ГЧП.

Регионы закончили править местные законы о ГЧП

Итак, прежде всего, страна обзавелась федеральным законом - 1 июля 2015 года Госдума приняла законопроект об основах ГЧП, законодательная судьба которого, надо признать, была непростой. Достаточно сказать, что первое чтение законопроекта прошло еще в 2013 году, а второе - неоднократно откладывалось в течение двух лет.

Частному партнеру, чтобы обзавестись новой собственностью, надо вложить в объект большую часть средств

Закон, тем не менее, приняли – теперь частным партнером может выступать любое российское юрлицо без преобладающего госучастия. Изначально документ предусматривал, что партнером государства могла также стать иностранная организация, но затем этот пункт убрали.

Теперь частным партнером может выступать любое российское юрлицо без преобладающего госучастия.

ГЧП в России возможно при строительстве, реконструкции, эксплуатации и техническом обслуживании объектов. Заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов водоснабжения и водоотведения не допускается. Этот «пробел» с лихвой компенсируется концессионными соглашениями. Сегодня до 90% проектов в этой сфере реализуются в рамках одноименного закона.

При концессии право собственности на объект инфраструктуры принадлежит публичному партнеру. Закон о ГЧП дал возможность реализовывать проекты таким образом, чтобы право собственности принадлежало инвестору.

Чиновники посчитали, что так инвестиции в объекты публичной инфраструктуры, на развитие которых денег в местных бюджетах нет, привлечь будет проще. Однако государство «мягко стелет» - если совокупный объем госинвестиций в объект превышает объем частных, то он оформляется как публичная собственность. Так что частному партнеру, чтобы обзавестись новой собственностью, надо вложить в объект большую часть средств, что, с точки зрения государства, вполне логично.

Частному партнеру, чтобы обзавестись новой собственностью, надо вложить в объект большую часть средств.

Закон о ГЧП вступил в силу с 1 января 2016 года и до 1 июля регионы должны были привести свое законодательство в соответствие с нормами федерального. В июне правовые акты по регулированию вопросов по подготовке и реализации концессионных соглашений и ГЧП были массово приняты в ряде субъектов - в России привыкли все откладывать на последний момент. К сожалению, это лишний раз доказывает, что в ряде регионов проектов ГЧП вообще нет, да и с концессиями не все так просто. Татарстан свой закон о ГЧП скорректировал в апреле. Работает он или нет, мы проанализируем в одной из следующих публикаций.

После завершившихся в регионах «актов законотворчества», полагаем, тема ГЧП и концессий чаще станет всплывать в информационном пространстве. Контекст упоминаний и выявит все «подводные камни» нового закона, о чем мы обещаем рассказывать.

Российский опыт ГЧП

Давайте посмотрим, как проекты ГЧП и концессии «шагают» по стране.

После того, как закон вступил в силу, ряд крупных инфраструктурных проектов ГЧП, решения по которым откладывались годами, вышли на новые этапы реализации. Только в июне в 115 муниципальных образованиях 19-ти регионов РФ утвержден перечень из 430 объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Большинство из них относится к сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения. Лидирует по количеству потенциальных объектов концессии – ХМАО [см. врез].

Распределение субъектов РФ по количеству потенциальных объектов концессий, ед.

Из интересных концессий, заключенных в последний год, отметим Волгоград. Городу, который многие годы на всю страну «славился» не только дорогами, но и колоссальными проблемами в сфере ЖКХ, хозяйство это за неимением денег и возможности содержать удалось передать в руки частника. «Повезло» компании «Концессии водоснабжения». Областные власти передачу инфраструктурного объекта назвали «наведением порядка» в ЖКХ. Концессионер рапортует, что когда брал «добро» в руки, нормой было 25 аварий в день на объектах водоснабжения, сейчас удалось снизить этот показатель на 60% до 10 аварий. Проект Волгограда рекомендовано тиражировать в других регионах, однако скептики уже сомневаются, окажется ли успешным опыт в итоге. Дело и в огромных вливаниях, которых оказалось недостаточно, и в том, что законодательство прирастает новыми и новыми поправками, что вряд ли обрадует потенциальных инвесторов.

Возвращаясь в Волгоград, отметим, что оператор местного водоканала уже выкупил обратно большую часть (1,2 млрд руб.) размещенного в мае облигационного займа общим объемом 1,9 млрд рублей. Выкупленные бумаги размещались в рамках программы облигаций на общую сумму 7,5 млрд рублей. В компании выкуп не комментируют, а эксперты считают, что так эмитент может снизить ставку по займу, проведя повторное заимствование на более выгодных условиях.

Большая часть инфраструктурных объектов в Волгограде уже передана в частные руки.

До 2018 года объем инвестиций по утвержденной инвестпрограмме составляет 7,1 млрд рублей, до 2045 года – 58 млрд рублей. Только до конца 2016 года «Концессии водоснабжения» должны вложить в волгоградский водоканал 3,48 млрд рублей. Концессионер пока молчит, будет ли проводить очередные размещения для привлечения этих средств. Денег, привлеченных в рамках первых двух выпусков, на это явно не хватит, ведь первый, объемом 1,5 млрд рублей был почти полностью израсходован на волгоградскую коммуналку еще в 2015 году.

Интересным в свете этого проекта для других регионов выглядит подписанный 3 июля президентом Путиным закон, который, как мы уже говорили, поправит законодательство о концессиях в сфере коммунального комплекса.

Главная новация в том, что региональные власти теперь будут контролировать реализацию заключенных концессионных соглашений, в том числе, соблюдение сторонами концессии взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий договора. Порядок мониторинга утвердит правительство.

Теперь при передаче в концессию объектов тепло- и водоснабжения субъект РФ, на территории которого находится это имущество, обязан выступать в качестве третьей стороны соглашения. Это поможет субъектам, прежде всего, контролировать тарифы, утверждать инвестпрограммы концессионера, возмещать недополученные доходы, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из бюджета субъекта РФ, предоставлять концессионеру госгарантии и т.д.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, к нему мы обязательно вернемся в одной из следующих публикаций. Добавим лишь, что его положения не распространяются на правоотношения, возникшие из концессионных соглашений, заключенных до дня вступления в силу данного ФЗ, однако закон позволяют «трансформировать» договоры аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения в том случае, если у арендатора права владения или пользования возникли до 1 января 2015 года.

Закон позволяет «трансформировать» договоры аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения.

Оторвемся от «коммуналки» - частные партнеры, по заверению чиновников, готовы работать в РФ с автодорогами и мостами, объектами социальной инфраструктуры и т.д. Вроде бы и на деле это подтверждается. К примеру, в июне в рамках ПМЭФ-2016 были подписаны концессионные соглашения по созданию межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса в Ростовской области, по развитию железнодорожной инфраструктуры для нужд порта Тамань, по строительству двух линий легкорельса и ОЭЗ в Санкт-Петербурге и ряд других.

Нашумевшей была и инициатива создания в России в рамках ГЧП единого оператора big data, который бы следил и контролировал, «чтобы данные не попадали в руки злоумышленников». Эту новость активно подхватило интернет-сообщество, обсуждавшее, что еще помимо «коммуналки» и больших данных, в том числе, возможно, персональных, государство готово «отдать» частному бизнесу. Однако, во-первых, объекты big data, например, дата-центры, не перечислены в действующем законодательстве о ГЧП и концессиях. Во-вторых, не существует объявленного государством конкурса или инициативной заявки на такое партнерство. По крайней мере, мы их не нашли [найдете вы – присылайте, обсудим].

Помимо жестких рамок по видам деятельности многих инвесторов останавливает то, что под закон о ГЧП попадают только такие проекты, которые предполагают новое строительство или реконструкцию объекта. То есть уже существующие объекты, которые нельзя подтянуть под понятие реконструкции, остаются «вне игры». А таких в РФ, согласитесь, не мало.

В целом, очевидно, ГЧП и концессии медленно, но верно входят в нашу жизнь. Закон о ГЧП – событие значимое для рынка публичной инфраструктуры РФ. Государство, пытаясь привлечь деньги частных инвесторов, переписывает и правит законы, подстраиваясь под бизнес и, пытаясь не забыть о собственных интересах. Инвесторы, в свою очередь, хотят минимизировать риски вложений и получить больше договорной свободы, что по их логике, понятно: «кто девушку платит, тот ее и танцует».

      
        Итог
      
      
  1. Теперь частным партнером может выступать любое российское юридическое лицо без преобладающего государственного участия.
  2. Закон о ГЧП дал возможность реализовывать проекты таким образом, чтобы право собственности принадлежало инвестору.
  3. Благодаря закону, ряд крупных инфраструктурных проектов ГЧП, решения по которым откладывались годами, вышли на новые этапы реализации.
  4. Закон о ГЧП помогает государству переписывать и править законы, не только подстраиваясь под бизнес, но и не забывая о собственных интересах.
За практикой обещаем следить и рассказывать. Ваш «Тимер Банк».

                   Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях.

                   Читайте также:

                   Не тратим время - в каких тендерах нужно участвовать и выигрывать без последствий
                   Претендуем на большой пирог, или как выигрывать тендеры
comments powered by HyperComments
 

Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Предпринимательство Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Рентабельность – это относительный показатель эффективности бизнеса. Вариаций рентабельности, которые можно посчитать в бизнесе, много, среди которых рентабельность продаж и рентабельность производства.

 

Работа для подростков: в каком деле попробовать себя ребенку

Предпринимательство где работать ребенку с 14 лет
 

Примеры вопросов, которые задают на собеседованиях в Facebook, Google, Zappos и Virgin

Предпринимательство Какие вопросы задают на собеседованиях

Возврат к списку