Борьба с фирмами-однодневками: как не пасть в этой войне

Борьба с фирмами-однодневками – как не стать жертвой ситуации

Борьба с фирмами-однодневками – как не стать жертвой ситуации

Максим пострадал от своего поставщика что называется «на ровном месте». В августе он заказал у него котел для обогрева цехов – к новому отопительному сезону. Заказ оплатил, котла не дождался. Потерял деньги и время. Но у Максима есть основания подозревать, что недобросовестный подрядчик подвел компанию не только сорвав ремонт. Скорее всего, этого оборудования у него в принципе не было, а Максим перевел деньги фирме-однодневке, оказав ей, таким образом, услугу.

cats-533927_960_720.jpg
В понимании налоговиков бизнес ответственен за тех контрагентов, которых выбирает. Так даже самые добропорядочные компании могут попасть в ловушку мошенников

Государство серьезно взялось за «однодневки» и налогоплательщиков, которые работают с такими компаниями. Сегодня любая законопослушная компания может пострадать от подобных ситуаций, и вопрос гигиены в деле взаимодействия со своими контрагентами стоит очень остро. Как обезопасить себя, рассказывает Гузель Валеева, старший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Гузель Валеева.jpg

Реальность такова, что всех более-менее крупных контрагентов налогоплательщик должен проверять на предмет добросовестности. В противном случае рискует доначислением круглых сумм при проверке за сделки с фирмами-однодневками.

С тех пор, как Федеральная налоговая служба стала пользоваться программным комплексом АСК НДС-2, который в автоматическом режиме сопоставляет декларации всех компаний, налоговый инспектор видит всю цепочку контрагентов у себя на компьютере. Раньше выявить «слабое звено» в цепи (то есть однодневку) могли лишь при выездной налоговой проверке либо при возмещении НДС, теперь это дело техники.



Проверка контрагента: фирма-однодневка или нет

Добавьте сюда ужесточение правил госрегистрации (к примеру, предусмотрена дисквалификация руководителя за внесение фиктивного адреса в ЕГРЮЛ), планы налоговиков синхронизировать программу с данными таможенной службы, ЦБ РФ и Росфинмонитринга, данными онлайн-касс (заработают в 2017).

Шансы остаться незамеченным стремятся к нулю. Это значит, что к вопросам налоговой безопасности компании надо подходить как никогда серьезно.

Проблема в том, что нигде (законодательно либо на уровне высшей судебной инстанции) не закреплен полный перечень мероприятий и действий, при совершении которых можно было бы однозначно сказать — действительно, налогоплательщик предпринял все возможные и разумные действия по проверке контрагента.

Так, если 5-7 лет назад наличие устава, учредительного договора на 80% гарантировало успех в суде, сейчас этим никого не удивишь. Анализ контрагентов сегодня сравним с деятельностью детективного агентства. В крупных компаниях с сотнями и тысячами поставщиков такой проверкой занимаются целые отделы.

Благо, сейчас очень много открытых ресурсов, с помощью которых можно проверить контрагента. Перечень доступной информации постепенно расширяется.

         
На сайте ФНС уже сейчас можно вычислить «массовый» адрес или руководителя/учредителя. А в течение полугода (до июня 2017 года) появятся данные о численности работников, о сумме доходов и расходов, уплаченных налогов. Все эти сведения выведены из понятия налоговой тайны.
        
    

Такая информация будет крайне полезной для анализа. Например, при многомиллионном контракте в штате контрагента 1-2 человека. Конечно, это еще не повод отказываться от сотрудничества. Но запросить пояснения и документы (например, договоры подряда, гражданско-правовые договоры) надо.

«Классические» признаки фирмы-однодневки всем известны - минимальная налоговая нагрузка; отсутствие связи с компанией; массовый адрес/директор/учредитель; транзитный характер операций по счетам; отсутствие техники, персонала, операционных расходов; отказ директора/учредителя от компании; отрицательная почерковедческая экспертиза документов.

Практика такова, что под понятия фирмы-однодневки подпадают не только созданные специально для этого обнальные фирмы, но и вполне реальные, работающие компании.

Ведь ни для кого не секрет, что в малом и среднем бизнесе многие работают два года, после чего «бросают» компанию и открывают новую. К слову, такие игры в прятки сейчас не прокатывают – налоговики научились взыскивать налоговые долги с формально независимых компаний.

Но контрагенты таких компаний также рискуют – ведь через три года доказать реальность хозяйственных операций не просто, если компания заранее не завела «досье» на такого контрагента.

Не лишним будет и завести эксперта по подписям.

         
Случай из нашей практики. Крупная строительная компания заключила контракт с субподрядчиком – работы были выполнены, компания получила закрывающие документы и счет-фактуру с НДС. Однако при камеральной проверке выяснилось, что субподрядчик НДС по счету-фактуре в бюджет не уплатил. Как оказалось, компания применяет упрощенную систему налогообложения. При допросе руководитель субподрядчика, подтвердив сам факт выполнения работ, отказался от подписи в счете-фактуре. И на этом основании налоговики отказали компании в вычете НДС.
Выходит, руководитель (либо другой сотрудник) должен теперь бросить свою непосредственную работу и тратить рабочее время на встречи, целью которых является удостоверение подписи директоров контрагентов на счетах-фактурах. Либо нанять в штат эксперта по подписям. Очевидно, что это нездоровая ситуация.

Суд вряд ли поможет

С одной стороны, есть практика на уровне высшей судебной инстанции о незаконности доначислений за контрагентов второго, третьего, четвертного уровня.

С другой – требования «уточнить» налоговые обязательства, так как суб-суб-субподрядчик не уплатил НДС в бюджет, и доначисления при отказе на местах.

Понятно, что ситуация абсурдная. При всем желании и ресурсах (материальных, административных, трудовых) проверить деятельность контрагента n-го звена компания не сможет.

Другое дело, когда у налоговиков есть доказательства подконтрольности контрагента самой компании. Например, при обыске офиса находятся печати, бланки, базы 1с контрагента; ip-, mac- адреса совпадают и т.д. В таком случае говорить о своей неосведомленности не получится.

В последние год-два наблюдается откровенно проналоговая позиция в судах. Шансы отстоять свою правоту остаются, но лишь при должной подготовке.

Авторская колонка. Мнение эксперта может не совпадать с мнением Банка.

     Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!

     Читайте также:

     Типовые требования налоговиков – как не встать на чужие грабли

     Налоговые режимы – как платить меньше

     Как объяснить работнику, сколько он на самом деле платит налогов



comments powered by HyperComments
 

Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Предпринимательство Вы занимаетесь бизнесом или бизнес вами: показатели рентабельности капитала

Рентабельность – это относительный показатель эффективности бизнеса. Вариаций рентабельности, которые можно посчитать в бизнесе, много, среди которых рентабельность продаж и рентабельность производства.

 

Работа для подростков: в каком деле попробовать себя ребенку

Предпринимательство где работать ребенку с 14 лет
 

Примеры вопросов, которые задают на собеседованиях в Facebook, Google, Zappos и Virgin

Предпринимательство Какие вопросы задают на собеседованиях

Возврат к списку